Признаны недействительными сделки по авалированию векселей, поскольку были выявлены обстоятельства, исключающие удовлетворение вексельного требования в обычном порядке, размер дополнительных обязательств многократно превышал стоимость активов авалиста, в результате чего кредиторы лишались части того, на что они рассчитывали при должном распределении конкурсной массы.
В рамках дела о банкротстве «Ижмашэнерго» (должник) объединение «Ижмаш» обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 4 238 208 071 рубля 95 копеек вексельного долга.
Определением арбитражного суда требование объединения «Ижмаш» признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов общества «Ижмашэнерго» с удовлетворением в третью очередь, однако постановлением суда апелляционной инстанции, оставленном без изменения судом кассационной инстанции определение суда первой инстанции отменено, во включении требования объединения «Ижмаш» в реестр требований кредиторов должника отказано.
Президиум ВАС РФ Постановлением от 27.11.2012 г. № 11065/12 оставил без изменения решение постановление апелляционного суда и решение суда кассационной инстанции по следующим основаниям.
Президиум ВАС РФ указал, что согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в абзаце четвертом пункта 4 постановления от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», наличие в законодательстве о банкротстве специальных оснований оспаривания сделок само по себе не препятствует суду квалифицировать сделку, при совершении которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (статьи 10 и 168 ГК РФ), в том числе при рассмотрении требования, основанного на такой сделке.
В данном случае суд апелляционной инстанции установил, что на момент авалирования векселей (векселедатель) и (авалист) уже отвечали признакам неплатежеспособности, что исключало удовлетворение вексельного требования в обычном порядке как векселедателем, так и авалистом. При этом размер дополнительно принятых «Ижмашэнерго» по вексельным поручительствам обязательств многократно превышал стоимость активов авалиста. Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований выдачи авалей — какой-либо экономической или иной цели, достижению которой могли бы служить сделки по выдаче вексельных поручительств. В результате совершения сделок по авалированию непосредственно в преддверии банкротства «Ижмашэнерго» кредиторы последнего лишались части того, на что они рассчитывали при должном распределении конкурсной массы.
При таких обстоятельствах, исходя из недопустимости злоупотребления гражданскими правами и необходимости защиты при банкротстве прав и законных интересов кредиторов общества «Ижмашэнерго», суды апелляционной и кассационной инстанций обоснованно признали недействительными сделки по авалированию векселей, направленные на безосновательное принятие обществом «Ижмашэнерго» долговых обязательств во вред его кредиторам (статьи 10 и 168 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции также установил, что концерн «Ижмаш» (векселедатель), «Ижмашэнерго» (авалист) и объединение «Ижмаш» (векселедержатель) являлись взаимосвязанными лицами, поэтому они не могли не знать об указанных обстоятельствах.
Поскольку векселедержатель должен был знать о недействительности сделок по авалированию векселей и об отсутствии оснований вексельных поручительств, предъявленное им к авалисту требование не подлежало включению в реестр требований кредиторов на основании статей 17 и 77 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 07.08.1937 N 104/1341.
Автор статьи Николай Малышев, руководитель отдела правового сопровождения
Просмотров (5340)