Требование о признании сделки недействительной по основанию ее совершения неустановленным лицом выходит за рамки полномочий налогового органа

Налоговые органы вправе предъявлять в суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, только если это реализуется в рамках контроля за соблюдением налогового законодательства и последствием будет применение соответствующих отношениям налоговых последствий, например, в рамках спора о получении необоснованной налоговой выгоды.

 Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросу правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, о чем составлен акт, где указано, что О., значившийся генеральным директором общества, от имени которого подписаны договор, счета-фактуры и акты о приемке выполненных работ, умер до подписания данных документов.

Также проверкой установлено, что общество не имело реальной возможности осуществлять работы с учетом времени, места нахождения выполняемых заказов и объема материальных ресурсов, экономически необходимых для оказания услуг. У общества отсутствовали необходимые условия для достижения результатов, предусмотренных договором, ввиду отсутствия управленческого и технического персонала.

Ссылаясь на названные обстоятельства и обосновывая свою позицию положениями статей 53, 91, 168 ГК РФ, статей 32, 33, 40, 41 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункта 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ», инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора недействительным в силу его ничтожности.

Арбитражными судами  всех трех инстанций иск инспекции удовлетворен.

Президиум ВАС РФ Постановлением от 06.11.2012 г. № 8727/12 (есть оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам) решения судов отменил и  в иске отказал, указав следующее.

Абзацем 4 пункта 11 статьи 7 Закона о налоговых органах предусмотрено, что налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Из пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 № 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 ГК РФ», следует, что указанное право может реализовываться налоговыми органами лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования направлено на выполнение задач налоговых органов, определенных статьей 6 Закона о налоговых органах.

К числу главных задач налоговых органов отнесен контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления и полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов. Таким образом, налоговые органы вправе предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными, если это полномочие реализуется ими в рамках выполнения задач по контролю за соблюдением налогового законодательства и если удовлетворение такого требования будет иметь в качестве последствия определение должной квалификации отношений сторон с целью применения соответствующих данным отношениям налоговых последствий.

В частности, для обеспечения поступления в бюджет налогов в полном объеме налоговый орган вправе, руководствуясь статьей 170 ГК РФ, предъявить требование о признании совершенных налогоплательщиком сделок недействительными как сделок, совершенных лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия (мнимых), либо с целью прикрыть другую сделку (притворных), поскольку удовлетворение этого требования может способствовать реализации соответствующей задачи (пункт 6 постановления от 10.04.2008 № 22).

Вместе с тем, поскольку ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом, оценка налоговых последствий финансово-хозяйственных операций, совершенных во исполнение сделок, квалифицируемых в качестве ничтожных, может быть произведена налоговым органом в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Так, при установлении в ходе налоговой проверки факта занижения налоговой базы вследствие неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ налоговому органу предоставлено право самостоятельно осуществлять изменение юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и обращаться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (начисленных пеней и штрафов).

Вопрос об обоснованности указанной переквалификации разрешается в рамках рассмотрения налогового спора и в том случае, когда изменение налоговым органом юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика основано на оценке сделок в качестве мнимых или притворных (статья 170 ГК РФ). Обращение инспекции в суд с требованием о признании сделки недействительной по основанию ее совершения от имени общества  неустановленным лицом выходит за рамки полномочий налогового органа, а заявленный иск не подлежит удовлетворению.

Президиум отметил, что договор, заключенный неустановленным лицом, не отвечает требованиям закона, поэтому является ничтожным согласно статье 168 ГК  РФ независимо от признания его таковым судом.

Из доводов, заявленных инспекцией, следует, что целью обращения в суд с требованием о признании спорной сделки недействительной являлось доказывание факта ее несовершения и отсутствия реального выполнения работ со стороны общества. Однако указанные выводы, сделанные на основе установленных в ходе налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих, по мнению инспекции, об отсутствии у общества реальной возможности выполнения работ, могли быть сделаны при рассмотрении материалов налоговой проверки вне зависимости от признания спорной сделки ничтожной и в дальнейшем проверены судом в рамках налогового спора при оспаривании вывода налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды.

Автор статьи Николай Малышев,  руководитель отдела правового сопровождения

 

 Просмотров (6321)


Добавить комментарий