Общехозяйственные расходы некоммерческой организации

Вопрос о том, может ли некоммерческая организация, осуществляющая также и коммерческую деятельность, распределять общехозяйственные расходы между видами деятельности, рассмотрел   Минфин РФ в Письме от 02.08.2013 г. № 03-03-06/4/31096.

Вывод Минфина: для некоммерческих организаций положения гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок распределения расходов, установленный ст. ст. 252 и 272 НК РФ, применяется в отношении расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, т.е., только в рамках коммерческой деятельности.

Некоммерческая организация не вправе «коммерческие» и внереализационные доходы уменьшать на расходы по уставной некоммерческой деятельности. Такие расходы должны покрываться за счет целевых поступлений, а при их недостаточности или отсутствии — за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций.

Т.е., фактически получается, что у некоммерческой организации сама категория «общих» расходов, относящихся ко всем видам деятельности, с точки зрения налогообложения не применима. Есть расходы, относящиеся к уставной деятельности, и есть расходы, связанные с извлечением доходов. При этом не забывайте, что в соответствии с п.п. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений.

В заданном в Минфин вопросе некоммерческая организация (ассоциация) оказывает наряду с уставной деятельностью коммерческие услуги членам ассоциации по участию в выставках. Для этой цели создано подразделение (отдел), увеличена арендная площадь, закуплены компьютеры, приобретен автомобиль и увеличен штат сотрудников. Естественно, расходы, связанные с деятельностью ассоциации в целом, теперь становятся общехозяйственными — они не могут быть непосредственно отнесены к какой-либо деятельности (коммерческой или некоммерческой).

Учитывая позицию Министерства, можно посоветовать в данной ситуации, чтобы не «потерять» часть расходов и не переплачивать налог на прибыль, самостоятельно распределить общие расходы – но не пропорциональным делением, например, в зависимости от доходов, а прямым методом. Т.е., если раньше все эти расходы согласно смете относились на ведение уставной некоммерческой деятельности, то сейчас — пересмотреть смету и утвердить новые, уменьшенные суммы по этим статьям расходов. Оставшиеся части сумм отнести к коммерческой деятельности по оказанию услуг, утвердив, например, бюджеты под каждую выставку с соответствующим перечнем расходных статей. А одна из статей будет – накладные расходы, это и есть расходы, связанные вообще с ведением этой деятельности. Кстати, никто не мешает вам уменьшить «сметные» статьи и увеличить за счет накладных коммерческие путем того же принципа деления согласно предполагаемым поступлениям от коммерческой и уставной деятельности, оставив сам метод «за кулисами».

Таким образом, мы соблюдаем принцип отнесения расходов для целей налогообложения (п.1 ст. 252 НК РФ) — расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Автор статьи. Марина Филичева, руководитель компании

Просмотров (7920)


Добавить комментарий