Приказом от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@ Федеральная налоговая служба РФ утвердила новый «Порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе», далее – новый Порядок, а также утвердила новые формы соответствующих запросов.
До вступления в силу вышеуказанного Порядка действует порядок, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 5 декабря2006 г. N САЭ-3-06/829@ «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе и форм соответствующих запросов».
Основные отличительные черты нового Порядка и на что следует обратить особое внимание.
1. Ранее действовавший порядок был принят в соответствии с п.3 ст.86 Налогового кодекса РФ. Однако с того времени были приняты два новых федеральных закона:
- Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
- Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Законодательно были введены такие новые понятия как оператор по переводу денежных средств (организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств), специальные банковские счета, электронные денежные средства и другие.
В новых законах прямо были указаны обязанности банков и операторов по переводу денежных средств выдавать налоговым органам справки о наличии у них специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), в том числе являющихся банковскими платежными агентами (субагентами),
Также новые законы предусматривали, что форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса в банк и оператору по переводу денежных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. Федеральной налоговой службой.
Поэтому новый Порядок принят Федеральной налоговой службой, в том числе, с учетом требований вышеупомянутых законов.
2. Новый Порядок (в отличие от ранее действовавшего порядка) в пункте 2 очертил перечень счетов и лиц, в отношении которых он применяется, а именно:
применяется в отношении:
- открытых в банках счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств;
- счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.
содержащие в нем положения в отношении банков, распространяются на:
- Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- операторов по переводу денежных средств, обязанность которых по выдаче налоговым органам справки о наличии у них специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), на основании мотивированного запроса (далее — запрос) установлена частью 8 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ.
В ранее действующем порядке вышеуказанные перечни отсутствовали.
3. В новом Порядке по сравнению с ранее действующим порядком перетерпел существенное изменение перечень оснований для запросов налоговых органов (пункт 1 Приложений к формам запросов, установленных Приложениями №№ 2,3,4).
Так согласно новому Порядку для мотивировочной части запроса налоговыми органами уже не могут быть указаны такие основания, как:
- принятие решений об отмене приостановления операций по счетам;
- проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах;
- проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля.
Казалось бы, «ура!» — в самых оспариваемых банками основаниях произошли изменения, и они теперь не могут служить основанием для запроса. Но, к сожалению, все не совсем так. Посмотрите на старую редакцию и на новую редакцию. Эти основания – всего лишь примеры, поясняющие мероприятия налогового контроля. В старой редакции – пояснения более широкие, в новой – менее. Если учесть то, что четко определенный перечень мероприятий налогового контроля в законодательстве отсутствует и доказывать то, что налоговый орган представил немотивированный запрос, придется уже в суде, — вывод не сложно сделать самим.
Новый порядок |
Старый порядок |
проведение в отношении организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, …) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля).
|
проведение у организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, …) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках).
|
4. В свою очередь, в связи с принятием вышеуказанных законов, новый Порядок устанавливает такие новые основания для запроса налогового органа, как:
- проведение контроля за соблюдением обязанности банковским платежным агентом (субагентом) по сдаче оператору по переводу денежных средств, полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковским платежным агентом (субагентом) специального банковского счета для осуществления расчетов;
- проведение контроля за соблюдением платежным агентом обязанности по сдаче в кредитную организацию наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, а также по использованию платежным агентом и поставщиками специального банковского счета для осуществления расчетов при приеме платежей.
5. В связи с принятием нового Порядка претерпели незначительные изменения бланки (формы) запросов налоговых органов.
В частности, в запросе нужно указать на основании какого именно законодательного акта налоговый орган направляет данный запрос. Это может быть п.п. 2 и 4 Налогового кодекса РФ, ч.5 ст.7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ или ч.8 ст.14 Федерального закона от 27.06.2012 № 161-ФЗ.
6). В свою очередь, новый Порядок вводит две новые формы запросов налоговых органов:
-форму запроса о представлении справки об остатках электронных денежных средств;
-форму запроса о представлении справки о переводах электронных денежных средств.
Просмотров (7660)