Покупка автотранспорта в организации

Компания планирует покупку легкового автомобиля ориентировочной стоимостью 1400 тыс. руб. Давайте рассмотрим основные вопросы, которые возникают в связи с приобретением и содержанием служебного автотранспорта.

1) Какие ждут расходы помимо стоимости самого автомобиля при покупке?  Какие из расходов увеличивают его балансовую стоимость, какие списываются сразу на расходы, а какие в течение определенного периода времени?

В первоначальную стоимость автомобиля включаются госпошлины за регистрацию в ГИБДД и техосмотр плюс иные расходы НЕПОСРЕДСТВЕННО связанные с приобретением транспортного средства.

Госпошлины: за регистрацию в ГИБДД 1500руб., выдачу ПТС 500руб, выдачу свидетельства 300руб., пошлина за техосмотр 300руб (п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Если компания осуществляет деятельность как облагаемую НДС, так и не облагаемую налогом, то  «входящий» НДС поставщика автомобиля принимается к вычету пропорционально доле облагаемых налогом на добавленную стоимость операций в общем объеме операций за квартал.

Кусочек НДС, относящийся к необлагаемым операциям, будет учтен в первоначальной стоимости основного средства (далее – ОС).

Итого:
Стоимость без НДС – 1 186 441 руб. Госпошлины – 2 600 руб. Балансовая стоимость ОС – 1 189 041 руб.

Текущие затраты, связанные уже с эксплуатацией автомобиля, включаются в расходы по мере их возникновения. К расходам на эксплуатацию, в частности, относятся: мойка, стоянка, аренда гаража, расходы на ГСМ, ремонт, запчасти, шины и т.п.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы в целях налога на прибыль признаются равномерно, пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

2) Какие нормы амортизации могут быть установлены? Какая сумма будет соответственно ежемесячно списываться?

Нормы амортизации будут зависеть от того, к какой группе амортизируемого имущества относится приобретенный автомобиль.

В рамках группы конкретный срок полезного использования (в месяцах) устанавливается организацией (приказ, распоряжение руководителя).

При линейном методе амортизации годовая норма соответственно:

Третья группа: срок полезного использования 37 месяцев — 60 месяцев, ежемесячная сумма амортизационных отчислений — от 32 136 руб. до 19 817 руб.

Пятая группа: срок полезного использования 85 месяцев -120 месяцев, ежемесячная сумма амортизационных отчислений от 13 989 руб. до 9 909 руб.

Суммы начисленной амортизации включатся в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Справочно:

Классификация легковых автомобилей по классам приведена в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Исходя из этой Классификации отнесение автомобиля к определенному классу зависит от объема двигателя. Так, к среднему классу причислены автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно, к большому классу — свыше 3,5 л. Для автомобилей высшего класса рабочий объем двигателя в Классификации не указан.

Отличительные признаки автомобилей высшего класса названы в Письме ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515. Это, например, репутация марки, цена, габариты, мощность двигателя, отличия от базовой модели, бронированный кузов, форма кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона. В Письме рекомендовано по поводу отнесения марки автомобиля к представительскому классу в каждом конкретном случае обращаться к эксперту.

Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно):
15 3410010 Автомобили легковые

Пятая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно):
15 3410130 Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л)

15 3410131 Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования

15 3410140 Автомобили легковые высшего класса

15 3410141 Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования

3) Устанавливаются нормы списания ГСМ. Что будет, если данные нормы будут превышены? Каким образом проводится контрольный замер в случае, если на автомобиль не установлена норма ГСМ?

С т.зр. проверяющих органов, расходы, произведенные на приобретение топлива для служебного автомобиля, признаются обоснованными только по нормам, утвержденным Министерством транспорта РФ.

Сумма превышения не будет учтена при расчете налога на прибыли. Расходы есть, документально подтверждены путевыми листами и чеками на приобретение ГСМ, но налог на прибыль не уменьшают.

Например, в письме Минфина РФ от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57 сделан вывод: при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Поэтому при использовании в целях налогообложения самостоятельно разработанных норм нужно быть готовым отстаивать свою позицию в суде. Основные аргументом является то, что непосредственно Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов по ГСМ — в п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому организации могут признавать при расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, подобных ограничений нет.

Если нормы Минтрансом не установлены:

нормы расхода горюче-смазочных материалов могут быть установлены предприятием на основании данных паспорта автомобиля либо на основании контрольных замеров топлива, которые актируются и подписываются специально созданной комиссией. Установленные нормы расхода ГСМ закрепляются в учетной политике.

Если организация «не укладывается» в нормы расхода ГСМ, определенные Минтрансом:

применяемые нормы необходимо обосновать соответствующими документами, например заключением станции технического обслуживания, актами контрольных замеров расхода ГСМ, и утвердить в качестве одного из элементов учетной политики для целей налогообложения.

Путевые листы — служат основанием для признания расходов на ГСМ предприятия для целей налогообложения, в связи с чем важно содержание и правильное оформление путевого листа.

Организация может разработать форму путевого листа самостоятельно исходя из целесообразности, например на месяц.

За основу целесообразно взять форму №3 «Путевой лист легкового автомобиля» с учетом обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152

4) Какие будут налоговые платежи, связанные с владением транспортным средством,  и с какой периодичностью?

В связи с приобретением автомобиля возникают обязанности по уплате транспортного налога и увеличивается база по налогу на имущество.

Транспортный налог и налог на имущество относятся к региональным, поэтому ставки и иные нюансы устанавливаются региональным законодательством.

Налог на имущество (Москва)

Базой налога на имущество является среднегодовая остаточная стоимость автомобиля, поэтому налог на имущество напрямую зависит от срока полезного использования.

Примем, что наш автомобиль высшего класса, установили срок полезного использования 7лет и 1 месяц. Тогда налог на имущество по годам составит:

1 год – 24 005 руб. (уплата ежеквартально, приблизительно ? суммы в квартал);

2 год – 20 312 руб.;

3 год – 16 619 руб.;

4 год – 12 926 руб.;

5 год —    9 233 руб.;

6 год —    5 539 руб.;

7 год —    1 847 руб.

Общая сумма налога за весь срок использования — 85 месяцев составит 90 479 руб.

Транспортный налог (Москва) уплачивается 1 раз в год без авансовых платежей до 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставка налога определяется в рублях с каждой лошадиной силы.

В соответствии с Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 (ред. от 24.11.2010) «О транспортном налоге» установлены такие ставки:

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно — 7 руб.;

свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) — 20 руб.

свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) — 30 руб.

свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) — 38 руб.

свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) — 45 руб.

свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) — 60 руб.

свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) — 75 руб.

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) — 150 руб.

При снятии и/или постановке на учет в течение года при расчете налога применяется коэффициент, учитывающий период владения организацией транспортным средством.

5) Оформление первичными документами операций:

покупка автомобиля — договор, акт приема-передачи, накладная;

страхование — договор, полис

покупка ГСМ — за наличный расчет — чеки ККМ АЗС, авансовый отчет. Периодичность отчета по выданным суммам устанавливается организацией. Распространено приобретение ГСМ с использованием топливных карт. По безналичному расчету — поставщик ГСМ ежемесячно предоставляет акт о фактическом отпуске ГСМ по топливной карте и счет-фактуру. Держатель топливной карты (водитель) предоставляет отчет в произвольной форме с приложением чеков АЗС, которые ему выдают при отпуске топлива. Отчет водителя сверяется с актом поставщика ГСМ за текущий месяц.

ремонт, техническое обслуживание – акты выполненных работ, счета-фактуры исполнителей услуг.

6) Обязательно ли оформлять в штат водителя?

Водителя в штат оформлять необязательно. Достаточно прописать должностные обязанности к уже существующей должности.

7) Какие могут быть риски непризнания расходов или еще какие-либо?

…..жизнь покажет)))Просмотров (10656)


Добавить комментарий