Отсрочка, рассрочка по уплате налога и сбора

Что представляет собой отсрочка/рассрочка по уплате налога и сбора?

По сути, отсрочка/рассрочка – это изменение срока уплаты налога. При этом для отсрочки/ рассрочки должны быть основания и предоставляться она может только сроком до одного года.  Отсрочка/рассрочка может предоставляться как с единовременной, так и поэтапной уплатой суммы задолженности. Иные сроки возможны по решению Правительства РФ или министра финансов РФ.

При этом возможно изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и сбора или ее части с начислением процентов на сумму задолженности. Отсрочка/рассрочка возможна в отношении специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД и др.), а также в отношении уплаты пени и штрафа (п.6 ст. 61 НК РФ). На налоговых агентов данные положения не распространяются.

Кто может рассчитывать на отсрочку/рассрочку по уплате налога и сбора?

Предоставляться отсрочка/рассрочка может заинтересованному лицу. Если это лицо не в состоянии уплатить этот налог в установленный срок, но возможность уплаты у него может возникнуть в течение срока отсрочки/рассрочки.

Основания и условия предоставления отсрочки/рассрочки

Предоставляется отсрочка/рассрочка заинтересованному лицу, при наличии хотя бы одного из следующих оснований п.2 ст. 64 НК РФ:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В зависимости от оснований отсрочка/рассрочка предоставляется на следующих условиях:

— основания п.п.1,3 – 6 п.2 ст. 64 НК РФ — организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, а физлицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества (которое подлежит взысканию);

— основания п.п. 3, 4, 5 п. 2 ст. 64 НК РФ — на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ? ставки рефинансирования ЦБ РФ;

— основания п.п. 1 и 2 п.2 ст. 64 НК РФ — на сумму задолженности проценты не начисляются.

Отсрочка/рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Документы необходимые для предоставления отсрочки/рассрочки

Заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган подается заявление о предоставлении отсрочки/рассрочки по уплате налога. В течение 5 дней копия заявления направляется им в налоговый орган по месту его учета. Так же к заявлению прилагаются документы, указанные в п.п. 5, 5.1.ст. 64 НК РФ.

Образец заявления указан в Приложении №1 к Приказу ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@

Помимо заявления необходимо предоставить обязательство, предусматривающее соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (Приложении №2 к  Приказу).

Рассмотрение заявлений и принятие решений о  предоставлении отсрочки/рассрочки

В статье 63 НК РФ указан перечень органов,  уполномоченных  принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов. Вместе с тем решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного  пп.7 п.1 и п.3 ст. 63 НК РФ).

Так же Приказом ФНС России от 30.11.2010 № ММВ-7-8/666 утвержден порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки/рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени и штрафа.

При рассмотрении заявления орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить иные условия предоставления отсрочки/рассрочки по уплате налога и (или) сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом. В соответствии со ст. ст. 73, 74 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению уполномоченных органов обеспечено залогом имущества либо поручительством.

Случаи, когда отсрочка/рассрочка не предоставляется

Срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица (ст. 62 НК РФ):

—           возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

—           проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

—           имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;

—           в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки/рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

Если же решение об изменении срока вынесено, оно подлежит отмене.

До недавнего времени отсутствовал единообразный подход по вопросу возможности предоставления отделениями Пенсионного фонда отсрочки по уплате страховых взносов. В случае отказа в ее предоставлении арбитражные суды часто принимали решения по аналогичному вопросу в пользу страхователей.

 При этом суды применяли по аналогии положения НК РФ, регулирующие уплату налоговых платежей, ввиду схожести правоотношений по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, порядку их принудительного взыскания, а также в связи с отсутствием прямого законодательного запрета.

Однако, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.04.2013 № 16929/12, рассматривая конкретное дело № А74-1369/2012, признал эту практику не соответствующей закону и указал на то, о судами не учтено, что в пункте 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ установлено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом.

Таким образом, законодатель строго ограничил права органов контроля за уплатой страховых взносов по предоставлению отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.

Указанная норма закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по упомянутым взносам.

Следовательно, ни органы исполнительной власти, ни ПФР РФ не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Учитывая, что до настоящего момента ни Федеральный закон № 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Таким образом, в настоящее время, впредь до принятия специального закона, отсрочки (рассрочки   по страховым взносам быть не может.

Автор статьи. Николай МалышевРуководитель отдела правового сопровождения

 Просмотров (9566)


Добавить комментарий