Требование арендных платежей при невозможности фактического владения и пользования арендованным имуществом

Ситуация:

Между двумя ООО были заключены договоры субаренды склада и аренды оборудования склада. Имущество было передано арендатору по актам приема-передачи. По истечении двух месяцев арендодатель произвел замену замков на входных дверях в арендованном помещении, лишив работников арендатора  доступа в помещение и к арендованному оборудованию. В связи с этим арендатор предложил расторгнуть договоры. Но арендодатель  сообщил, что расторжение договоров возможно  только после исполнения обязательств по уплате арендной платы и уведомил арендатора  об удержании его имущества в арендуемом помещении до погашения задолженности по арендной плате. Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о взыскании задолженности по арендным платежам, в том числе за период, когда арендатор не имел возможности доступа и фактически утратил право пользования арендованным имуществом.

 Суд решал вопрос о:

праве арендодателя требовать арендные платежи после того, как арендатор фактически прекратил владеть и пользоваться арендованным имуществом при наличии не расторгнутого договора аренды и отсутствии подтверждения возврата имущества арендодателю по актам.

 Позиция суда:

Нижестоящие суды, удовлетворяя иск арендодателя,  исходили из того, что спорные договоры являются действующими, односторонний отказ арендатора от исполнения своих обязанностей по внесению арендной платы законом не допускается и арендатор не доказал факт возврата арендодателю части нежилого помещения и оборудования.

Однако, в Постановлении от 09.04.2013 № 13689/12 Президиум ВАС, отменяя решение суда и отказывая арендодателю в иске, указал следующее:

 — согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества;

— исполнение арендатором обязательства по внесению арендной платы обусловлено исполнением арендодателем встречного обязательства по передаче имущества во владение и пользование арендатору (пункт 1 статьи 328 ГК РФ);

— в соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ  в случае непредоставления исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок и/или в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение обязательства либо отказаться от исполнения и потребовать возмещения убытков.

 Вывод: Арендодатель вправе требовать от арендатора внесение арендной платы только за период с момента передачи ему указанного имущества и до момента утраты возможности владения и пользования арендованным имуществом в соответствии с условиями договоров, т.е., только за период фактического владения и пользования имуществом.

 /комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 13689/12/

Автор статьи: Николай Малышев,  Руководитель отдела правового сопровождения

Просмотров (6352)


Добавить комментарий